Тантра и интегральный подход в психологии

Все что не вошло в другие разделы
Ответить
Аватара пользователя
Integral-center
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 02 мар 2010, 17:36

Тантра и интегральный подход в психологии

Сообщение Integral-center » 23 июл 2010, 17:23

Тантра - путь к интеграции сознания через преображение.
Тантра - доктрина, практики, инструмент расширения сознания.
Тантра - это наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития.
На пути тантры происходит самотрасформация через познание непрерывности ткани бытия.
Путь танры способствует трансформации омрачений ума в мудрость.



Корень ТАН означает - объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра - инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. "Тантра" также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей.

В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто "книга", практическая книга. Тантра - это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний.

Введение

Стремление к свободному волеизъявлению в соответствии с выделенным З.Фрейдом принципом удовольствия, является одним из основных побудителем человеческих поступков. Человеческое существо стремится получить желаемое, но существующие в сознании сдерживающие (ограничивающие) механизмы препятствуют свободе его поступков. Тем не менее через тысячелетия до нас дошли различные мистические практики направленные на достижение состояние полной внутренней свободы. Речь идет именно о внутренней свободе, без каких либо психоментальных блоков и ограничений, поскольку полная внешняя свобода для человека, живущего в социуме, невозможна по причине существования в нем (социуме) института контроля над человеческим поведением. Даже если вы начнете совершать поступки, выходящие за рамки принятых в обществе норм поведения, то рано или поздно вы рискуете оказаться в заключении, что по своей сути окажется для вас ещё большим ограничением, чем те, которые вы до этого не пожелали соблюдать.

Человек в первую очередь является существом социальным. Не будь общества мы бы не смогли стать людьми в полной мере. С одной стороны, в первые пять лет жизни после рождения окружающая нас социальная человеческая среда формирует наше сознание, превращая вас в человека разумного. Но и она же прививает нам различные сдерживающие механизмы поведения. В результате мы вынуждены все время находить компромисс между нашими истинными желаниями и побуждениями и тем, что от нас ожидает и требует человеческое сообщество. Наша психика как бы все время балансирует на лезвии ножа, стремясь сохранить весьма хрупкое динамическое равновесие. В тех же случаях, когда этот компромисс не находится и равновесие нарушается, начинают возникать различные психические нарушения, типичным и наиболее распространенным проявлением которых является невроз. Это немаловажный факт был замечен и весьма подробно описан З.Фрейдом. В каком то смысле ему удалось сделать это открытие, потому что сам З.Фрейд, живя в весьма консервативном пуританском обществе, аналогично страдал схожим неврозами, изучению которых он и посвятил свою жизнь.

Со временем у человека, который постоянно подвергается с одной стороны воздействию своих инстинктов, а с другой давлению общественной морали, может возникнуть желание избавиться от постоянно раздирающих его внутренних и внешних противоречий. Он может захотеть выйти за пределы своих ограничений и обрести свободу. Как уже упоминалось, живя в обществе, невозможно быть полностью свободным от него и единственная свобода, которая нам доступна - это внутренняя свобода. При её достижении возникает состояние полной гармонии и глубокого внутреннего покоя, что само по себе устраняет как внешние, так и внутренние противоречия. Методы, позволяющие достигать подобного состояния, существовали во многих древних духовных традициях.

В разных видах учения и школах существовали техники, рассчитанные на учеников с отличающимися способностями. С абсолютной точки зрения, ни одно учение не является более совершенным или действенным, чем другие. Ценность каждой системы определяется только степенью реализации, которую может достигнуть человек, практикующий её. Если, следуя по какому либо пути, человек получает от него максимальную пользу в соответствии со своими способностями, то этот путь для него является лучшим. В таком контексте нет смысла оценивать такой путь как более или менее возвышенный по сравнению с другими системами самореализации.

Три уровня учения в буддистской традиции

В буддийской традиции существует три основных метода или уровня учения, которые всегда неотрывно связаны с тремя составляющими человеческого существа: Телом, Речью и Умом, которые, образно говоря, являются тремя символическими вратами для проникновения в состояние знания. Эти пути в буддизме и тибетской традиции Бон, называют учениями Сутр, Тантр и Дзогчен.

1. Учение Сутр называют путем отречения. Считается, что это слова, произнесенные самим Буддой Шакьямуни. Сутры основываются на четырех Благородных Истинах Будды: о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к его прекращению. На этом пути существует разделение на благое и неблагое. Отказываясь (отрекаясь) от неблагово, практик накапливает заслуги и формирует для себя благоприятную карму. На внешнем уровне практика этого уровня учения проявляется в виде взятия на себя и соблюдения различных обетов. Максимально возможное количество обетов может взять на себя только монах и полная духовная реализация, согласно учения, для него возможна через много тысяч жизней.. Мирской же человек берет на себя лишь ограниченное количество обетов, и в соответствии с учением, он обретает для себя не полную реализацию, а более благоприятное перерождение в следующей жизни.

2. Учение Тантр называют путем преображения. Он основан на знании и применении энергий. Этот путь считается более быстрым и приводит к освобождению за несколько жизней. Его могут практиковать как монахи, так и миряне. Считается, что идущий по пути Тантры ни от чего не отрекается, он не разделяет свои внутренние проявления на благие и неблагие. Напротив все проявления, такие как гнев, радость или страсть рассматриваются как мощный источник внутренней психической энергии, который не нужно подавлять, а напротив, используя различные практики трансформировать в качественно новое состояние. Понять, что такое энергия и как она действует намного сложнее, чем понять, что такое страдание. Поэтому для практики Тантры требуются более высокие способности.

3. Учение Дзогчен называют путем самоосвобождения. Он считается высшим уровнем учения, как в Буддизме, так и в исконно тибетской религии Бон. Этот путь работает исключительно на основе природы Ума и цель практик - это ввести человека в изначальное состояние. На этом пути нет необходимости от чего-либо отрекаться как в Сутре или что-либо преображать (трансформировать) как в Тантре. Дзогчен - это состояние недвойственного восприятия. Практикуя это уровень учения, достигают реализации за одну жизнь. Для правильного понимания и практики учения Дзогчен необходим учитель (гуру) и также ещё более развитые способности.

В рамках данной статьи мы остановимся на уровне учения Тантр, поскольку принципы, лежащие в основе тантрических практик нашли свое отражение во многих современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ).

Термин Тантра со временем стал часто употребляться для обозначения текста, содержащего тантрическое учение. Существует несколько толкований слова Тантра, но наиболее верным его значение является - «непрерывность», в том смысле, что хотя все проявления психической (энергетической) природы сознания человека в соответствии с воззрением Сутры пусты, тем не менее, они непрерывно проявляются. И если мы обратим свой взор вглубь себя, то заметим, что почти каждое мгновение своего бытия мы постоянно что-то ощущаем, чувствуем или думаем. Эта внутренняя деятельность является отражением трех аспектов нашего существа (Тела, Речи и Ума) и проявляется не только в состоянии бодрствования, но и во сне. По сути это непрерывно проявляющиеся потоки внутренней (психической) энергии. На внешнем уровне эта энергия проявляется в виде разнообразных поступков, которые согласуются или не согласуются с требованиями социума. Свободное выражение наших глубинных побуждений, а в особенности те из них, которые сопровождаются «борьбой мотивов» подчас ведут к сильному душевному конфликту. Такие внутренние побуждения в буддизме принято называть страстями или омрачениями, которые в Сутре принято рассматривать как препятствия на пути (поэтому от них стараются отречься). В Тантре же напротив эти страсти используются как топливо для продвижения по пути, уводящему за пределы наших внутренних ограничений. Отношение в Тантре к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрическом изречении: «Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация)». Идеология Тантры в тибетском буддизме и традиции бон имеет много общего с учением Тантры в Индийской культуре. (Учение Тантры в индийской культуре)

Традиционно Тантры принято разделять на внешние (низшие) и внутренние (высшие). Оба этих уровня Тантры в качестве основного метода работы с энергией используют визуализацию, но внешние Тантры помимо визуализации применяют ещё и различные техники, направленные на очищение ума и действий практикующего. Таким образом, его стараются подготовить к обретению мудрости. На внешнем уровне такая подготовка может проявляться как некие предписанные действия (например, выполнение простираний с чтением различных мантр).

В Тантре вы также получаете посвящение какого либо божества (который становится вашим Идамом), обладающим неким качеством, например мудростью или состраданием, и выполняя его практику, читая мантры и делая визуализации вы развиваете в себе эти качества. В таких практиках, работая с психическими энергиями, применяют так называемую внутреннюю йогу, которая помогает трансформировать (преобразить) все внутреннее пространство практикующего в измерение того просветленного существа (Идама), которого он визуализирует в практике. Для достижения такого уровня сосредоточения, требуются долгие годы упорной и регулярной практики, чтобы достичь полного овладения внутренней энергией и завершить процесс преображения. Когда же практик достигает способности полностью преображать, то он может претворить её в свою повседневную жизнь, претворяя страсти в мудрость.

Индуистская Тантра

Как упоминалось ранее одним из значений слова Тантра - является «книга» или «текст». Индуистская традиция указывает на существование шестидесяти четырех Тантр. В них излагаются теории сотворения и развития мира; имена и функции бесчисленного множества различных высших существ, в том числе мужских и женских божеств; различные виды ритуального поклонения; магия; колдовство; структура тонкого тела; пробуждение мистической энергии Кундалини; приемы телесного и умственного очищения; природа просветления (самадхи) и, конечно же, сакральное соитие.

Другое значение слова Тантра - «расширять». Поэтому Тантру можно определить как текст, который расширяет понимание практикующего до состояния подлинной мудрости. Все последователи тантрического воззрения утверждают, что полное освобождение возможно только при условии озарения человека светом истинной мудрости (видья). Обретаемая мудрость обладает освобождающей силой, способной укрепить практика Тантры в состоянии «неразрывности» ограниченного и бесконечного планов бытия. Традиция индуистской Тантры пытается преодолеть дуализм между конечной Реальностью (т.е. Я) и обусловленной реальностью (т.е. эго), путем утверждения практика в неразрывности мирского существования и процесса освобождения (просветления). В Тантрах говориться, что мир феноменов единосущен с запредельным. Поэтому просветление не связано с жесткой аскезой и подавлением своих естественных побуждений. Напротив низшая реальность неразрывно связана с высшей и содержится в ней, позволяя последней преобразовывать её. Краеугольным камнем индуистской Тантры является объединение телесного бытия с духовной Реальностью. Прежде всего - это практика познания именуемая садханой (практикой). В ней нашли свое место различные практики сакрального соития, как символ неразрывной связи сексуальности и духовности. Однако эти сексуальные практики, буквально воспринимались лишь школами так называемой «левой руки», но символически истолковываются тантриками «правой руки» и представляют только одну сторону практики Тантра-йоги. Во многом эти тантрические практики предназначались для удовлетворения духовных запросов «темной эпохи» (кали-юги). Основная же идея Тантры заключается в недвойственном восприятии как своей природы, так и природы бытия.

Тантрическая трансформация


В буддизме выделяют три основных страсти: гнев, привязанность и омраченности ума, называя их тремя ядами, которые лежат в основе перерождений. В Тантре учатся преображать их в мудрость, применяя три основных метода. Для преодоления гнева преображаются в гневную форму божества, для преодоления привязанности - в радостную форму, а для преодоления омрачений ума - в спокойную. На практике это может выглядеть следующим образом. Испытывая сильный гнев на кого-либо, вы представляете, что преображаетесь в гневное божество и применяя соответствующую визуализацию с чтением мантры этой формы божества, вы усиливаете свой гнев до такой степени, что он выходит за пределы вашей ограниченной личности и уже не является направленным на конкретного индивида. Таким образом исчезает разделенность на субъект и объект и гнев не имея конкретной мишени, самоосвобождается в виде чистой энергии, которую вы можете использовать по своему усмотрению. В этом случае вы не препятствуете гневу и не размышляете о его причинах, а используя его энергию трансформируете и направляете в более высокое русло. Вы не подавляете гнев во чтобы то ни стало, тем самым избегаете формирования энергоинформационного блока в своем сознании, который будучи вытесненным в сферу бессознательного, со временем проявит себя в виде различных невротических реакций или эмоциональных срывов.

Подобный принцип работы с психотравмами лежит и в основе современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ).

Общность тантрических практик и интенсивных интегративных психотехнологий


Различные теории о сознании человека предлагают свои объяснения о причинах лежащих в основе той или иной психотравмы. Порой эти объяснения кардинально различаются. На самом деле осознание причины и механизма действия психотравмы не всегда приводит к её дезактуализации. Если же работать с психотравмой как с энергетическим процессом, который уже содержит в себе потенциальность к самоисцелению, мы можем путем ещё большего усиления и поддержания этого процесса привести его к самоосвобождению.

Такой принцип работы с психотравмой лежит в основе различных дыхательных психотехнологий и холотропного дыхания - современных методах интегративной психотерапии, весьма эффективных при лечении различных неврозов, психопатий и психосоматических расстройств. Все переживания, возникающие во время прохождения сеанса холотропного дыхания, могут быть отнесены к одному из трех уровней бессознательного человеческой психики - к биографическому, перинатальному или трансперсональному. Очередность возникновения этих переживаний зависит от степени актуальности проявляющихся психотравм в конкретной жизненной ситуации. Все возникшие ощущения и переживания необходимо тщательно отслеживать и позволять им свободно проявляться на всех уровнях своего существа (тела, речи и ума). В холотропной психотерапии, телесное и эмоциональное отреагирование психотравмы всячески поощряется. Например, нет необходимости сдерживать прорывающиеся слезы и желание колотить руками о стены (для обеспечения безопасности проходящего холотропную терапию, рядом всегда есть так называемый ситтер, который при необходимости не позволяет холонавту причинить себе вред). Весь подавленный материал, высвобождаясь из бессознательного, проявляется во внешнее пространство и таким образом происходит его дезактуализация. Подобная методика использует катарсис как метод самоосвобождения от вытесненного материала. Одним из важнейших принципов, положенных в основу подобных методов психотерапии является активное доверие. Доверие и к себе и к процессу исцеления, ибо как уже упоминалось, используется принцип о возможностях нашей психики к самоисцелению. Для этого необходимо только снять сдерживающие психоментальные блоки. Возникающая при этом способность позволять себе свободно проявляться в контексте проходящего процесса, несет в себе колоссальный запас нервно-психической энергии, высвобождая которую мы можем существенно повысить нашу творческую активность в жизни и соответственно её качество. Чем большее количество внутренних ограничений и запретов мы снимем, тем больше энергии получим. Исчезновение ментальных блоков дает ощущение прилива душевных сил и состояния внутренней свободы.

Таким образом, высвобождая подавленный бессознательный материал, мы способствуем тому, чтобы наша психическая энергия непрерывно проявлялась. Более того, мы стремимся делать этот процесс максимально осознанным и управляемым. Рассмотренный, уже нами принцип Тантры (непрерывности) очень ярко проявляется в современных интенсивных интегративных психотехнологиях (ИИПТ). Чем лучше мы овладеваем своими психическими процессами и чем более осознанными становимся в нашей повседневной жизни, тем меньшее количество психотравм и, как их следствие, систем конденсированного опыта (СКО) формируется в нашем сознании. Практикуя подобным образом мы, с каждым разом, становимся на шаг ближе к своей внутренней свободе.

«Одесский центр интегрального развития» приглашает вас принять участие в семинаре «Тантра: древние традиции и современные смыслы» который пройдет 1,2,3 октября 2010 г в Одессе.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость